Неповторимый Квинто пан Януш Махульский

«Квинто стал моей культовой ролью. Меня называет Квинто и старшее поколение, и молодежь, и даже совсем молодые люди. За границей, в полонийных организациях, этого героя тоже очень хорошо знают. И в Европе, и в Америке, и в ЮАР», - признавался незадолго до смерти Ян Махульский. Неслучайно сын Юнуш придумал это для отца!

Неповторимый Квинто пан Януш Махульский - фото 1Родился 3 июля 1928 года в Лодзи, скончался 20 ноября 2008 года в Варшаве.

В 50-е годы Махульский с группой друзей из театральной школы начал выступать в Драматическом театре им. Стефана Ярача в Ольштыне (1954-1955). Позже он играл в Театре Опольской земли в городе Ополе (1955-1957), а потом (1957-1963 гг.) в Театре им. Юлиуша Остервы в Люблине. В начале карьеры Махульский много играл в провинциальных театрах, поскольку там, в отличие от Варшавы или Кракова, у него была возможность получать крупные роли. В Ополе он сыграл Ромео и Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Шекспира в постановке Шимона Шурмея (1956), графа Альмавиву в «Севильском цирюльнике» Бомарше (реж. Ежи Блок, 1956) и Дона Карлоса в одноименной пьесе Шиллера (реж. Мариан Годлевский, 1957). В Люблине он был фон Карлом в «Коварстве и любви» Шиллера (реж. Марья Верциньская, 1958), Эмилиана в «Ромуле Великом» Дюрренматта (реж. Ян Свидерский, 1960), Пшеленцкого в пьесе Жеромского «Улетела от меня перепелочка» (реж. Збигнев Бессерт, 1961). Особую известность Махульскому принесла роль Ветра Теплого в пьесе Дарио Фо «Не играйте с архангелами» (реж. Ян Бичицкий, 1961). За нее актер получил премию Фестиваля в Калише и смог поехать на стипендию во Францию. В театре города Лиона он был ассистентом у выдающегося режиссера Роже Планшона. В Люблине вместе с группой актеров из Театра им. Юлиуша Остервы и со своей женой Халиной он создал группу «Редута 61».

В кино Ян Махульский дебютировал в 1952 году — эпизодической ролью в «Трех рассказах» Эвы Полесской. Шесть лет спустя он сыграл поручика Пильцецкого в картине Леонарда Бучковского «Орел». В том же году он снялся в фильме Яна Ласковского и Тадеуша Конвицкого «Последний день лета», который получил множество наград. Ян Махульский и Ирена Ласковская сыграли пару неуверенных в своем будущем молодых людей, чьи судьбы предопределила война. В картине отобразился экзистенциальный опыт целого поколения. «Последний день лета» был награжден на Кинофестивале в Венеции, а также на ЭКСПО'58 в Брюсселе. Писательница Марья Домбровская в своем дневнике назвала картину «событием мирового масштаба». Об актерской игре она писала:

«[Актеры], а именно Махульский, играли так, что в них не было видно актерства. Для меня это лучший тип игры, так же, как в романе лучший стиль — тот, которого не замечаешь».

В 60-е годы Махульский сыграл несколько ролей в экранизациях литературных произведений, в том числе в фильмах Войцеха Ежи Хаса «Рукопись, найденная в Сарагосе» (19664) по произведению Яна Потоцкого и «Кукла» (1968) по роману Болеслава Пруса. В 1966 году в комедии Януша Маевского «Квартирант» он сыграл молодого ученого, который снимает квартиру в доме, где живут одинокие женщины со странностями. Эта и подобные роли принесли Махульскому славу и сделали его одним из самых популярных актеров 60-х годов.

Неповторимый Квинто пан Януш Махульский - фото 2Неповторимый Квинто пан Януш Махульский - фото 3Неповторимый Квинто пан Януш Махульский - фото 4Неповторимый Квинто пан Януш Махульский - фото 5Неповторимый Квинто пан Януш Махульский - фото 6

Ян Махульский в фильме «Последний день лета», 1958. Фото: Национальная кинотека
Ян Махульский в фильме «Последний день лета», 1958. Фото: Национальная кинотека
В 1963-1966 гг. Махульский играл в Новом театре в Лодзи. В 1966 году актер переехал в Варшаву, где сначала работал в Театре Польском (1966-1972), а затем в Национальном театре (1972-1974).

«Когда я приехал в Варшаву, то обнаружил, что таких, как я, здесь больше трехсот человек», — вспоминал Махульский. — «Так что мы с Халиной пошли учиться на режиссуру, потому что хотели быть независимыми». ("Przegląd" 2003, № 28).

В 1970 году Махульский вместе с женой открыл в Варшаве собственную сцену — «Театр Охоты – Центр театральной культуры», а вскоре после этого — театральный кружок для детей и подростков. Махульский был руководителем этого театра до 1996 года.

Педагогическая деятельность была важной частью жизни актера. В 1974 году он начал работать в Лодзинской киношколе, а с 1981 по 1983 и с 1991 по 1996 гг. был деканом актерского факультета в этом вузе.

«Будущие актеры должны уже на первом курсе исполнять большие роли, чтобы к моменту, когда они приступят к дипломной работе, у них уже было пять-семь таких ролей», — говорил Махульский о своем преподавательском методе. — «Программа предусматривает дискуссии, благодаря которым молодые люди должны понять, чем отличается кино от театра. На моих занятиях мы всегда записываем на камеру то, над чем работали, и вместе анализируем материал. Я делаю акцент на взаимную интеграцию предметов. Студенты не обязательно должны заниматься отдельно фехтованием и отдельно танцем. Может, лучше подготовить спектакль, используя оба эти элемента» .

В 70-х Ян и Халина Махульские поставили в «Театре Охоты» «Ромео и Джульетту» (1973) и «Сон в летнюю ночь» (1978) Шекспира, «Улетела от меня перепелочка» Жеромского (1975), «Дачников» Горького (1977) и «Иванова» Чехова (1979), в котором Махульский сыграл главную роль. В это же время он много снимался в популярных польских телесериалах и фильмах.
А потом случился "Ва-банк!"! К образу Квинто актер вернулся пять лет спустя в фильме «Ва-банк 2». Он продолжил сниматься в фильмах сына. В 1987 году он сыграл в картине «Кингсайз», а в 1989 — «Дежа вю».

Все это время Махульский продолжал работать в театре. В 1981 году он поставил в «Театре Охоты» «Антигону» Жана Ануя, где сыграл Креона, в 1982 — спектакль «Мера за меру» по пьесе Шекспира, а годом позже исполнил роль короля Лира в спектакле, который поставил вместе с женой Халиной. Позже Махульский также поставил «Ричарда III», «Гамлета» и «Сон в летнюю ночь». В 1983 году в репертуар театра вошел спектакль «Идиот» (реж. Магдалена Бончевская) Достоевского, в котором Махульский исполнил роль Лебедева. В 1988 году актер сыграл главную роль в собственном спектакле «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака. В «Театре Охоты» играли также пьесы авторства самого Махульского.
«Я начал писать пьесы, когда был директором "Театра Охоты", поскольку нам не хватало современной драмы». — «Мы играли спектакли о моральном выборе, хотели просвещать зрителя. Нужны были герои, перед которыми стоит трудный выбор. Вот поэтому я и начал писать» .
В 2000-х актер сыграл в нескольких фильмах, в том числе в черной комедии Петра Матвейчика «Эмилия» (2005), детективной комедии Бартоша Бжескота «Нет такого номера» (2005) и картине Михала Рогальского «Последняя акция» (2008). Последней ролью Яна Махульского стала роль Старца в картине Цезария Альбина «Оркестр невидимых инструментов». Фильм вышел на экраны в 2010 году.

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 03.07.2018 15:43
Просмотров: 904