Родился в Варшаве, умер там же - Кшиштоф Кесьлёвский

   Этот режиссер игрового и документального кино, заставивший по-новому взглянуть мир на, казалось бы, извечные проблемы, настаивал, чтобы о нем писали кратко и просто "Режиссер документальных и художественных фильмов, сценарист. Родился в 1941 году в Варшаве, умер там же". Современники отступили от такого принципа...

Родился в Варшаве, умер там же - Кшиштоф Кесьлёвский - фото 1   Для понимания того, чего хотел добиться этот крупнейший художник своим творчеством , надо подчеркнуть, что хотя фильмы Кесьлёвского в ту пору считали чуть ли не манифестами недоверия коммунистической системе, их называли агитками («Фабрика») и упрекали режиссера в излишней публицистичности. Сам же он не столько боролся с властью, сколько, по словам Тадеуша Соболевского («Кино Кшиштофа Кесьлёвского» / «Kino Krzysztofa Kieślowskiego», ред. Тадеуш Любельский, Краков 1997), «действовал в пользу уменьшения, а не увеличения, дистанции между людьми и властью (...)

   Кшиштоф Кесьлёвский родился 27 июня 1941 года в Варшаве и рос в нескольких маленьких городках, всюду следуя за своим отцом-инженером, больным туберкулёзом, которому требовалось лечение. В шестнадцать лет он посещал краткие курсы пожарных, но бросил их через три месяца. В 1957 году, без какой-либо цели, он поступил в колледж театральных техников в Варшаве, потому что там у него были связи. Он твёрдо решил стать театральным режиссёром, но в то время не было специальных учебных программ для режиссёров, и он решил изучать киноискусство как неплохой вариант.

   Покинув колледж и работая театральным костюмером, Кесьлёвский направился в Школу кинематографии в городе Лодзи, — прославленную школу, выпустившую таких великих режиссёров, как Роман Полански и Анджей Вайда. Дважды его выгоняли. Чтобы избежать службы в армии, он стал студентом отделения гуманитарных наук. После нескольких месяцев успешного ускользания от службы, он с третьего раза поступил в Школу кинематографии.

   Кесьлёвский посещал её с 1964 по 1968 год, в период, когда правительство предоставило артистам большую свободу. Он очень скоро потерял интерес к театру и решил снимать документальное кино.

   В своих ранних документальных фильмах Кесьлёвский сосредоточился на повседневной жизни горожан, рабочих и солдат. Хотя его фильмы и не были откровенно политическими, из-за попыток изобразить жизнь Польши он вступал в конфликт с властью. Его телевизионный фильм «Работники '71», который показывал рабочих, обсуждающих причины массовых забастовок, был показан только в сильно урезанной форме.

   После «Работников '71» он обратил свой взгляд на власть в фильме «Автобиография», в котором совместил документальную хронику собраний Политбюро с историей о человеке, который находится под слежкой власти. Хотя Кесьлёвскому поверили, что его фильм был анти-авторитарным, его коллеги обвиняли его в сотрудничестве с властью.

   Позже Кесьлёвский говорил, что перестал заниматься документалистикой из-за двух случаев: цензуры фильма «Работники '71», которая побудила его сомневаться в возможности говорить правду при авторитарном режиме, и инцидента во время съёмок фильма «Станция» (1981), когда часть его съёмочного материала была использована как доказательство в уголовном деле. Он решил, что вымысел может не только дать большую художественную свободу, но и показать жизнь более правдиво.
Его первый недокументальный фильм «Персонал» был сделан для телевидения и выиграл первый приз на кинофестивале в Манхейме. И «Персонал», и его следующая картина «Шрам» были сделаны с чертами соцреализма и большими актёрскими составами: «Персонал» — фильм о работниках сцены, опирающийся на опыт, который он получил ещё в колледже, «Шрам» показывал потрясение маленького городка плохо спланированным промышленным проектом. Эти фильмы были сняты в стиле документального кино с большим количеством непрофессиональных актёров; как и его ранние фильмы, они изображали повседневную жизнь под бременем прогнившей системы, но без открытого комментария.

Родился в Варшаве, умер там же - Кшиштоф Кесьлёвский - фото 2Родился в Варшаве, умер там же - Кшиштоф Кесьлёвский - фото 3Родился в Варшаве, умер там же - Кшиштоф Кесьлёвский - фото 4

   «Кинолюбитель» (1979), получивший Золотую премию и Премию Международной федерации кинопрессы XI Московского кинофестиваля, и «Случай» (1981) продолжают похожую линию, но теперь больше фокусируются на этическом выборе отдельного человека, нежели на проблемах группы людей. В тот период Кесьлёвский присоединился к «свободной группе», в которой состояли такие польские режиссёры, как Януш Киевский, Анджей Вайда и Агнешка Холланд. Его связь с этими режиссёрами (особенно с Холланд) стали причиной возмущения внутри польского правительства, и все его предыдущие фильмы вновь были подвергнуты цензуре и перередактированы, если совсем не запрещены («Случай» был запрещён внутри страны до 1987 года; почти через 6 лет после его выхода был разрешён вновь).
«Без конца» (1984) — возможно, самый политизированный его фильм, описывающий политические судебные процессы в Польше при военном положении с необычной точки зрения призрака адвоката и его вдовы. Этот фильм жёстко критиковали и правительство, и диссиденты. Начиная с этого фильма, работы Кесьлёвского стали ассоциировать с его двумя постоянными сотрудниками, — сценаристом Кшиштофом Песевичем и композитором Збигневом Прайснером. Песевич был адвокатом; Кесьлёвский встретил его, пока исследовал политические судебные дела для документальной основы фильма. Песевич стал соавтором всех его последующих картин. Прайснер написал музыкальную тему для фильма «Без конца» и почти для всех его последующих фильмов; музыкальная тема часто играет важную роль в фильмах Кесьлёвского, и многие пьесы Прайснера упоминаются в его фильмах. В таких сценах их обычно обсуждают персонажи как работы вымышленного голландского композитора ван ден Буденмаера.

   «Декалог» (1988) — десять коротких картин об окраинах Варшавы, каждая из которых базируются на одной из Десяти заповедей, были сняты для польского телевидения с финансовой поддержкой Западной Германии; это наиболее одобренная критикой работа Кесьлёвского. Совместно написанные Кесьлёвским и Песевичем десять коротких эпизодов первоначально предназначались для десяти разных режиссёров, но Кесьлёвский оставил за собой контроль за этим проектом; в конце концов, решили, что каждый эпизод будет сниматься разными операторами. Эпизоды пятый и шестой были сняты в более длинных версиях, которые позже вышли под названиями «Короткий фильм об убийстве» и «Короткий фильм о любви» соответственно. Кесьлёвский также планировал выпустить полную версию Эпизода 9 под названием «Короткий фильм о ревности», но слишком большие траты заставили его отказаться от этой затеи (он мог стать его тринадцатым фильмом за год).
Последние четыре фильма Кесьлёвского были сняты в со-производстве с иностранными компаниями, в основном благодаря французским деньгам и продюсеру Марину Кармицу. В этих фильмах Кесьлёвский сосредоточился на нравственных проблемах и метафизике, продолжая темы, начатые в фильмах «Декалог» и «Случай», но в более абстрактной форме, с меньшим актёрским составом, с духовными исканиями отдельных героев, а не групп людей. Польша изображалась в этих фильмах через взгляд европейцев-иностранцев. Эти последние четыре фильма стали наиболее коммерчески успешными.

   В первом из этих фильмов, «Двойная жизнь Вероники» (1990), сыграла известная актриса Ирен Жакоб. Успех этой картины позволил Кесьлёвскому осуществить его амбициозный проект — трилогию «Три цвета» («Синий», «Белый», «Красный»), произведение, получившее наибольшее одобрение критики после «Декалога» и первый его международный коммерчески успешный фильм. Эта трилогия собрала призы таких престижных международных кинофестивалей, как «Золотой лев» за лучший фильм на Венецианском кинофестивале («Три цвета: Синий»), «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале («Три цвета: Белый»), три номинации на «Оскар».

  Кшиштоф Кесьлёвский умер в 54 года 13 марта 1996 года после сердечного приступа, во время операции на сердце. Похоронен на Повонзковском кладбище в Варшаве, на престижном участке № 23. Его пережила его жена Мария и дочь Марта.
Прошло уже много лет после смерти Кесьлёвского, а он всё ещё остаётся одним из наиболее влиятельных режиссёров Европы, его работы изучаются на занятиях по киноискусству в университетах всего мира. Книга 1993 года «Кесьлёвский о Кесьлёвском» описывает его жизнь его же словами, взяв за основу интервью, взятые у него Дануцией Сток. Также снят биографический фильм «Я так себе» (1995), который срежиссировал Кшиштоф Вежбицкий.

   Хотя он и утверждал, что закончит снимать после «Трёх цветов», но незадолго до своей смерти приступил к работе над новой трилогией в соавторстве с Песевичем, которая должна была состоять из трёх частей: Рай, Ад и Чистилище, по «Божественной комедии» Данте. Единственный законченный сценарий, «Рай», был снят Томом Тыквером и показан впервые в 2002 году на кинофестивале в Торонто. Другие два киносценария на момент смерти Кеслёвского существовали в виде тридцатилистных набросков. Песевич закончил эти сценарии. «Ад» срежиссировал боснийский режиссёр Данис Танович, с Эммануэль Беар в главной роли — был выпущен в 2005 году.

   Польский актёр и режиссёр Ежи Штур, который сыграл в некоторых фильмах Кесьлёвского и был соавтором сценария фильма «Кинолюбитель», срежиссировал исправленный им сценарий Кесьлёвского под названием «Большой зверь».

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 27.06.2018 12:33
Просмотров: 664