Турандот Цецилии Мансуровой

Она была великолепно образована, умна и при всей своей нервозности, эксцентричности склонна к долгому чтению. Как всякий по-настоящему умный человек она не боялась выглядеть глупой. Как поистине умный человек она обожала дуракаваляние. Молодёжный шум в её квартире иногда вызывал протесты соседей, хотя дом был театральный (на ул. Щукина, 8-а) и засыпал поздно.

Турандот Цецилии Мансуровой - фото 1
Почти не поучаствовав в кинематографических работах, вошла в историю прежде всего как первая исполнительница роли принцессы Турандот в знаменитом спектакле Е.Б.Вахтангова (1922). Вслед за очаровательной, эксцентричной Турандот актриса в начале творческого пути сыграла в спектакле по "Театру Клары Гасуль" П.Мериме наделённую взрывной силой темперамента испанку донью Урраку ("Рай и ад", 1924); изворотливую, хитроумную Зойку в булгаковской "Зойкиной квартире" (1926); легкомысленную юную Ксению в "Разломе" Б.Лавренёва (1927); угловатую, строптивую, но способную глубоко чувствовать Шурку ("Егор Булычёв и другие", 1932). Ученица Вахтангова, верная его эстетическим принципам, преданная единственному в её жизни театру, Мансурова – актриса высокой сценической культуры, острой театральной формы, выразительной законченности пластического рисунка. Изысканным чувством стиля, артистизмом, тонким лиризмом и особой, вахтанговской иронией отмечены её работы более поздних лет: Беатриче в шекспировском "Много шума из ничего" (1936), Роксана в "Сирано де Бержераке" Э.Ростана (1942), Филумена Мартурано в одноимённой пьесе Э. Де ФилиппоЦецилия Мансурова в спектакле Театра им. Евг. Вахтангова "Перед заходом солнца" (1956). "Изысканность чувств и мастерскую отточенность, артистизм" отметил в этой роли актрисы автор пьесы. Основным партнёром Мансуровой был Рубен Симонов; дуэт этих двух истинных наследников Вахтангова ("Много шума из ничего", "Сирано де Бержерак", "Филумена Мартурано") на протяжении десятилетий оставался своеобразным символом искусства театра, носящего имя великого режиссёра. С 1925 г. Мансурова преподавала в Училище при Театре им. Вахтангова (с 1939 г. – Театральное училище им. Б.В.Щукина), профессор (с 1946 г.). Во время Великой Отечественной войны была художественным руководителем фронтового филиала Театра имени Евг. Вахтангова (1942-45), где поставила "Не в свои сани не садись" А.Н. Островского (1944).
Настоящей фамилией Цецилии Львовны Мансуровой была Воллерштейн , она родилась в семье инженера 20 марта 1896 года, и прежде чем попасть в студию Вахтангова успела обзавестись юридическим образованием.
Мансурова не стеснялась рассказывать о вещах, которые актёры стыдливо утаивают. Она была педагогом по призванию, и открывалась молодежи почти настежь. В любую печальную тему она вносила мажорное звучание. Даже реквием способна была вывести к гимну жизни. В кругу близких ей по духу людей она нередко вспоминала своего мужа Николая Петровича Шереметева. Он был прямым потомком знаменитого боярского рода "Шереметевых благородных", избежал преследований при советской власти. Из-за любви к ней он пошёл на разрыв с роднёй, остался в большевистской России и добился-таки её руки. Он был хорошим музыкантом, сочинял музыку к вахтанговским спектаклям. Трагически погиб на охоте при невыясненных до конца обстоятельствах...

Турандот Цецилии Мансуровой - фото 2Турандот Цецилии Мансуровой - фото 3
У Цецилии Львовны Мансуровой вообще не было старости, хотя дожила она до 79-летнего возраста. Первая Турандот, слава Вахтанговского театра, она сохла, темнела кожей, но оставалась изящной, подвижной и не меняла своих эксцентрических привычек. Она никогда не подогревала интерес к своему имени, не хлопотала о знаках официального внимания и рекламной славе. Все знали, что Мансурова - профессор, но впустить в себя этот образ не удавалось никому: ни ей самой, ни окружавшим. Между собой все возрасты - актёры и театральные студенты - звали её Цилюшей.
Последние годы её жизни не были заполнены ролями. Ей уже не поручали художественного руководства студенческим курсом в училище, лишь иногда педагогическую работу над отрывками. Для стройного рабочего графика она была слишком непоследовательна - психика подводила.
Умерла Цецилия Львовна Мансурова 22 января 1976 г. Гроб с её телом был установлен в фойе Театра имени Евгения Вахтангова. Все знали, что смерть пришла к ней как избавление от разлуки со сценой, с учениками, как спасение от безумия. Но все были подавлены. Со смертью Мансуровой прерывалась одна из последних нитей, ведущих всех к самому Вахтангову...
Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом с мужем.
Когда через много лет ее ученику народному артисту СССР Юрию Васильевичу Яковлеву вручали статуэтку "Хрустальной Турандот" - он вспомнил о ней своем педагоге Цецилии Мансуровой , и зал аплодировал стоя, хотя видели ее единицы из присутствовших..

--
Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 19.03.2019 11:14
Просмотров: 901