«Наука в школе: реальность или иллюзия»: в Технопарке Физтех-лицея им. П. Л. Капицы эксперты выяснили, могут ли школьники заниматься наукой

«Наука в школе: реальность или иллюзия»: в Технопарке Физтех-лицея им. П. Л. Капицы эксперты выяснили, могут ли школьники заниматься наукой - фото 122 марта в Технопарке Физтех-лицея им. П. Л. Капицы состоялась дискуссия в формате Круглого стола на тему «Наука в школе: реальность или иллюзия». Мероприятие прошло в рамках образовательного проекта «Наука в регионы», который реализует Фонд развития Физтех-школ при поддержке Благотворительного фонда «Эмпатия» Михаила Шелкова.

Модератором Круглого стола выступил Алексей Паевский, научный журналист, сооснователь и главный редактор портала Neuronovosti. В процессе дискуссии были затронуты наиболее важные вопросы, касающиеся науки и школьного образования.

Эксперты вместе с представителями СМИ обсудили:

• На каком уровне изучают научные дисциплины в школе?
• Нужно ли в школьном возрасте изучать науки?
• Как и где учащиеся могут углубленно заниматься наукой?
• В каких регионах больше возможностей для научной деятельности школьников?
• Успешные практики: дополнительное образование, благотворительные фонды, вовлеченность преподавателей.

Михаил Шелков, основатель Благотворительного Фонда «Эмпатия», говоря о жажде знаний как стимуле развиваться, о конкурентоспособности человека будущего в мире роботов и искусственного интеллекта, подчеркнул значимую роль учителей в процессе становления школьников:

«В ближайшие годы искусственный интеллект будет развиваться бешеными темпами, и это может привести к тому, что рядовые утилитарные задачи, которым легко обучиться, роботы или программы будут решать гораздо лучше, чем человек. Учителя должны задуматься над тем, какое место в этом мире займут люди. Чему нужно научить человека, чтобы он делал то, что не сможет лучше него делать ИИ? Чтобы наши дети могли выполнять больше, чем просто повторяющиеся действия, и обладали особыми качествами, которые сделают каждого из них человеком думающим, творящим и генерирующим — таким, который не будет проигрывать технологиям. Вот какие вопросы важно ставить в контексте науки в образовании».

Участники дискуссии

• Михаил Шелков — основатель Благотворительного фонда «Эмпатия»;
• Андрей Богданов — руководитель Технопарка Физтех-лицея им. П. Л. Капицы, исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ;
• Вадим Якунин — председатель Совета директоров компании «Протек», член Наблюдательного совета МФТИ, член Попечительского совета Физтех-лицея им. П.Л. Капицы;
• Евгений Куликов — кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник ФИЦ «Биотехнологии» РАН;
• Елена Сальникова — учитель биологии Физтех-лицея им. П. Л. Капицы, главный методист Всероссийской конференции «Старт в инновации»;
• Александр Пименов — заслуженный учитель России, исполнительный директор Ассоциации школьного кластера;
• Светлана Меньшакова — заместитель директора Физтех-лицея им. П. Л. Капицы по дополнительному образованию;
• Антон Алексеев — генеральный директор «Школьной лиги»;
• Дмитрий Конаныхин — автор и ведущий научно-просветительской программы «Российский радиоуниверситет» на «Радио России», писатель, инженер.

Дмитрий Конаныхин, ведущий научно-просветительской программы «Российский радиоуниверситет», отметил необходимые навыки и умения, которые должны развивать школьники, желающие заниматься наукой:

«Природное любопытство, долготерпение, ощущение азарта, желание приложить свои руки и получение удовольствие от постоянной гонки за горизонт событий — вот это нужно в детях беречь, поддерживать. Самая главная задача сейчас — обеспечить смычку высшей школы и учителей, чтобы они получили инструментарий знаний, навыков и умений по поддержке и повышению уровня средней школы, а также масштабировать их в рамках тех технологий, которые сейчас есть».

Андрей Богданов, руководитель Технопарка Физтех-лицея им. П. Л. Капицы, также высказался о ключевых качествах учителей и детей, которые позволят подрастающему поколению заниматься наукой, и отметил значимость распространения лучших образовательных практик по всей стране:

«Педагоги, это та категория людей, к которой я испытываю наибольшее уважение. Именно те педагоги, которые умеют детей зажигать, бороться и искать, найти и не сдаваться. Это самое ключевое качество педагога - передавать мотивацию, передавать свои знания.
Если говорить про науку в школе - может ли быть наука в школе? Полноценные научные исследования с внедрением - сделать тяжело. Но начинать делать первые шаги, первые исследовательские, первые проектные работы — это важно. Может из этого и получится качественное исследование, но это редкость.
Здесь важно, что именно от учителей зависит пойдет ли ребенок в науку или не пойдет. А дать ребенку начальную мотивацию, дать ему пощупать что такое настоящая наука, действительно профориентировать его - на инженерные, технические специальности, научные — это действительно возможно.
Заинтересовать и научить любить науку — это и есть задача педагога"».

По итогам дискуссии участниками было решено провести повторную встречу и продолжить обсуждение темы. В настоящий момент запущен опрос педагогов по актуальным темам с целью определения образовательной повестки, тем дальнейших дискуссий и круглых столов, а также с целью продвижения и реализации представленных участниками программ проектов.

О Фонде «Эмпатия»

Благотворительный фонд «Эмпатия» создан в 2019 году предпринимателем Михаилом Шелковым. Фонд работает по нескольким направлениям: каждый месяц финансово поддерживает более 1300 школьных учителей и воспитателей детских садов в Свердловской области, проводит конкурс «Призвание – учить!» среди учителей Тульской области, а с 2023 года – всероссийский конкурс для учителей русского языка совместно с Министерством просвещения РФ. Для молодежи фонд организует региональный отбор олимпиады «Умницы и умники» на Урале, реализует совместные программы с МФТИ, а также награждает талантливых детей грантами за успехи в учебе и спорте.
Михаил Шелков окончил Факультет молекулярной и химической физики, входит в Физтех-союз и Попечительский совет Физтех-лицея.

О Фонде развития Физтех-школ

Фонд развития Физтех-школ с 2009 года тиражирует систему образования Московского физико-технического института и Физтех-лицея имени П. Л. Капицы. Фонд работает с большим количеством масштабных и перспективных проектов: созданием и поддержкой классов естественно-научной направленности (классы «Физтех-XXI»), развитием кружкового движения в России и СНГ (проект «Наука в регионы»), проводит курсы повышения квалификации для учителей, выпускает методические материалы, видеолекции для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и углубленного изучения преимущественно технических дисциплин. На базе Физтех-лицея им. П. Л. Капицы ФРФШ создает научно-образовательный кластер.

О проекте «Наука в регионы»

Программа Фонда развития Физтех-школ, созданная для тиражирования лучших образовательных практик по всей России с целью построения национальной системы подготовки и развития талантливых школьников на основе практик и подходов «системы Физтеха». Программа по созданию профильных классов на базе региональных школ России включает в себя: курсы повышения квалификации учителей; создание методических материалов; рабочие программы и видеолекции для учеников и педагогов; сопровождение профильного класса; разработку и запуск онлайн-платформы образовательного процесса, где ученики и учителя проходят тесты и делают домашние задания. Проект осуществляется в рамках работы инфраструктурного центра «Нейронет» на базе Фонда развития Физтех-школ при поддержке НТИ и в рамках объявленного Президентом Российской Федерации Десятилетия науки и технологий.

Технопарк Физтех-лицея им. П. Л. Капицы — это уникальный проект Физтех-лицея им. П. Л. Капицы, организованный при поддержке губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева, федеральной программы президента Российской Федерации, Московского физико-технического института, Фонда развития Физтех-школ и Ассоциации школьного кластера.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Категория: Простая наука
Опубликовано 31.03.2024 09:59
Просмотров: 150