Нет будущего без УЧИТЕЛЯ

Нет будущего без УЧИТЕЛЯ - фото 1Учитель – самая важная профессия человечества во все времена

Каждый учитель может стать продавцом на рынке и спокойно получать 50-70 тысяч руб., но не каждый продавец сможет быть учителем, чтобы работать за 25 тыс. руб. Учитель – это ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПОДВИГ, который он совершает в битве за мотивацию ученика к новым знаниям. Его основная задача – НАЙТИ КЛЮЧИК К КАЖДОМУ РЕБЕНКУ, чтобы помочь ему выбрать свой жизненный путь. Проблема кадров решается в школе.

Нет будущего без УЧИТЕЛЯ - фото 2

Сегодня профессия учителя сравнима с работой воина на СВО. Учитель находится на линии боевого соприкосновения, на передовой битвы за Россию. И от того, насколько он профессионален, как идет обеспечение этой битвы зависит, когда будет наша Победа. Победа в образовании – гарантия нашего суверенитета в мире. 40 лет назад, в далёком 1984 году советская система образования была признана самой лучшей в мире. Её выпускники были нарасхват в передовых, инновационных компаниях.

Нет будущего без УЧИТЕЛЯ - фото 3

А что сегодня? Контрактник на СВО получает 204 тыс. руб. а учитель - в 10 раз меньше… Но духовных сил и творческой энергии в общении с детьми, их родителями и администраторами образования учитель расходует не меньше. Потому что он борется за души – воспитанием и интеллект – обучением. Главный результат работы учителя – определение каждым учеником, и желательно задолго до окончания школы, лучше уже к пятому-седьмому классу, своих устойчивых интересов и особых склонностей. Важно так настроить ментальную систему, чтобы она была мотивирована настраиваться на новые знания, с которыми вас знакомят учителя на каждом уроке. Найти свое в море знаний и умений – значит создать себе интересную жизнь.

Расскажу, что для меня значит Учитель. Второй год практически каждую неделю участвую в проведении уроков «Разговоры о важном». 25 сентября я напросился на такой урок в гимназию #2, так теперь называется школа №16, в которой я учился. В этом году школе #16 исполняется 60 лет. Я в неё поступил в 1965, а закончил в 1975 году.

Нет будущего без УЧИТЕЛЯ - фото 4

Было приятно, но и очень волнительно, впервые за 48 лет оказаться на уроке в родной школе, где, несмотря на косметический ремонт в коридорах и классах, в каждую клеточку мозга проникал прочный дух ностальгии детства, радости школьной дружбы и первой любви. Отблеск теплого света школьных прекрасных лет внесла в мою душу Светлана Валентиновна Доментьева, которая в этой школе училась, преподавала и 17 лет работает директором.

Урок с учащимися двух десятых классах прошел в маленьком, но уютном, лекционном зале. Тему урока «Выборы и избирательные права граждан» представил через позицию: «Прежде, чем другие выберут вас лидером и примером, вы должны сделать свой выбор жизни». Но начал я с рассказа о своих школьных годах и школьном Учителе, благодаря которому вышел на свою дорогу, стал ученым-химиком – об Ирине Анатольевне Бурцевой. Я уже не видел ее лет 25, и вдруг через 2 дня после занятия прямо рядом со своей работой вижу двух женщин. Пригляделся и опознал хотя, конечно, годы нас сильно меняют – да это же она, моя школьная учительница химии. Без комплексов подошел к ней, напомнил о том, что я выпускник 16-школы. Она вспомнила, что я был в первом ее выпуске, хотя фамилию, конечно, забыла.

Нет будущего без УЧИТЕЛЯ - фото 5

Я поведал ей о той сильной мотивации, которую я получил после «троек» и «двоек», честно мною заслуженных на уроках в восьмом классе – решил доказать себе, что я смогу выучить эту «трудную» химию. Стал ежедневно изучать вузовские учебники, научно-популярные издания, подписался на журнал «Химию и жизнь». И вскоре так сильно влюбился в химию, как науку, что в десятом классе твердо знал, что буду поступать только на химфак. И ведь поступил в Чувашский госуниверситет, и с первых дней студенческой жизни, спасибо Александру Николаевичу Глебову, который принимал у меня вступительный экзамен, стал увлеченно под его руководством заниматься исследованиями, писать научные статьи, выступать и занимать призовые места на конференциях.

В университете параллельно со специальностью «Химия» мы получали педагогическое образование, к которому я тогда относился не очень серьезно. Даже несмотря на то, что куратор педагогической практики на 5 курсе Роза Ильинична Дмитриева, зам. директора школы №35 предрекла мне судьбу педагога. Но я противился этому, по-максималистски грезил только наукой.

И поэтому, когда Глебов предложил работать над дипломом в Москве, в лаборатории д.х.н. А.А. Пасынского, я с огромным удовольствием согласился. Под его руководством писал не только диплом, но и работал в аспирантуре ИОНХ АН СССР с сентября 1980 по 18 января 1984 г. – это день, когда я защитил диссертацию, став в 25 лет самым молодым в Чувашии кандидатом химических наук. Имя Александра Анатольевича для меня – святое, потому что он настоящий ученый-профессор стал моим старшим другом и наставником по жизни для всей нашей семьи, фактически до последних дней. Его нет с нами 5 лет, сгорел от рака крови, как церковная свечка за 3 месяца...

Нет будущего без УЧИТЕЛЯ - фото 6

Рассказав о своих учителях и их роли, я перешел к педагогической части своего занятия, которую можно выразить поэтической строчкой Владимира Маяковского из стихотворения «Кем быть?»: «У меня растут года, БУДЕТ и 17, кем работать мне тогда, ЧЕМ ЗАНИМАТЬСЯ?» из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?». Мини-опрос показал, что из почти 40 учеников, только 3 подняли руки на вопрос: «Кто уже для себя определился, каким своим делом будете заниматься?». После чего, ребята прошли самооценку своих интересов и склонностей по авторской тест-анкете. Для большинства результаты анкетирования стали открытием.

Нет будущего без УЧИТЕЛЯ - фото 7

Впереди для учащихся 5-11 классов – участие в программе КАРНАСТ, которая в первой половине октябре запускается во всех школах и учреждениях дополнительного образования Чувашской Республики.

Хочу поздравить коллег-профессионалов и всех учащихся, нынешних и вчерашних с Днем Учителя! Я все же еще немного верю, что эта главная в жизни каждого человека профессия будет вновь реально высоко и достойно ценится в России правительством и обществом. Земля Человечества лежит не на трех слонах, ее держат на своих руках: РОДИТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ и НАСТАВНИК. Уберите этих атлантов, и мир рухнет в тар-та-ра-ры…

Нет будущего без УЧИТЕЛЯ - фото 8

Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор

г. Чебоксары

05.10.2023

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить