Сила традиций

Сила традиций - фото 1Нет у муслима страха, кроме гнева Аллаха! Хаджи Давуд

Мы продолжили исследование в рамках своего проекта «Супружеское лидерство». Очередным объектом исследования стали татарские семьи. Решено было проверить есть ли особое влияние семейных традиций ислама на: а) выявленную числовую закономерность по четырем типам семей (24-17-35-24) и б) значимое отличие разводов в семьях татар от средних результатов по Чувашской Республике.Для этого ЗАГС Чувашской Республики предоставил таблицы неперсонализированных данных за 11 лет по заключенным бракам и, соответственно, разводам в семьях татар Батыревского и Комсомольского муниципальных округов Чувашии.

По таблицам, полученным из ЗАГСа, все татарские семьи можно разделить на три группы: семьи, где при регистрации брака оба супруга указали свою национальность или только один супругов (муж или жена) указал в графе национальность, что он татарин/татарка.

Сила традиций - фото 2

Полученные табличные данные были обработаны в соответствии с методикой определения лидерских позиций супругов в семейной паре. Последующий анализ показал, что математическая формула закона лидерства соблюдается и в данной религиозно-национальной выборке.

Сила традиций - фото 3

Основные отличия (до 3%) выявились в разводах татарских семей: чуть меньше в семьях первого типа (муж-лидер, жена ведомая) и наоборот побольше в семьях второго типа (и муж, и жена - лидеры). И хотя при планировании исследования мы надеялись, что число разводов в татарских семьях должно быть меньше, чем в общем по Чувашии, результаты нас поразили: разводов в татарских семьях оказалось значительно (в 2,5-3 раза) меньше, чем в среднем по республике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА, 2003-2013 гг., ЗАГС Батыревского и Комсомольского МО

Суммарно по всем татарским семьям

2003-2013 Всего Тип 1 Тип 2 Тип 3 Тип 4
Итого 3272 786 (24,0%) 576 (17,6%) 1083 (33,1%) 827 (25,3%)

в том числе,

Муж – татарин, жена – татарка

2003-2013 Всего Тип 1 Тип 2 Тип 3 Тип 4
Итого 1063 256 (24,1%) 188 (17,7%) 350 (32,9%) 269 (25,3%)

Муж – татарин, жена – национальность не указана

2003-2013 Всего Тип 1 Тип 2 Тип 3 Тип 4
Итого 1118 269 (24,1%) 195 (17,4%) 370 (33,1%) 284 (25,4%)

Муж – национальность не указана, жена – татарка

2003-2013 Всего Тип 1 Тип 2 Тип 3 Тип 4
Итого 1091 261 (23,9%) 193 (17,7%) 363 (33,3%) 274 (25,1%)

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА, 2003-2013 гг., ЗАГС Батыревского и Комсомольского МО

Суммарно по всем татарским семьям

2003-2013 Всего Тип 1 Тип 2 Тип 3 Тип 4
Итого 614(18,8%) 133 (21,7%) 125 (20,4%) 208 (33,9%) 148 (24,0%)

в том числе,

Муж – татарин, жена – татарка

2003-2013 Всего Тип 1 Тип 2 Тип 3 Тип 4
Итого 149  30 (20,1%) 29 (19,5%) 54 (36,2%) 36 (24,2%)

Муж – татарин, жена – национальность не указана

2003-2013 Всего Тип 1 Тип 2 Тип 3 Тип 4
Итого 233 50 (21,5%) 48 (20,5%) 74 (31,8%) 61 (26,2%)

Муж – национальность не указана, жена – татарка

2003-2013 Всего Тип 1 Тип 2 Тип 3 Тип 4
Итого 232 53 (22,8%) 48 (20,7%) 80 (34,5%) 51 (22,0%)

Когда эти данные я довел до Мансура Хазрата, председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) Чувашской Республики, он их принял весьма спокойно. С 1991 г., с развала СССР, в России начали проявлять свою активную деятельность различные конфессии. За 30 лет на духовном поле России выжили основные мировые религии, среди которых особое место, несмотря на малую долю верующих (10%) занимает ислам. В Чувашии мусульмане - это, в основном, татары (2,8%), исторически проживающие в южной части республики (Батыревский, Комсомольский, Яльчикский, Шемуршинский муниципальные округа, а также в городах Чебоксары, Канаш и др.). По данным ДУМ на территории Чувашии действуют 44 прихода.

Сила традиций - фото 4

Личное знакомство со многими татарами (говорим татары – понимаем мусульмане) удивило меня достаточно строгим соблюдением ими основных религиозных традиций и обычаев: намаза и особенно соблюдение поста в священный месяц Рамадан. Это привело меня к искреннему уважению системы исламского воспитания. Духовно-нравственной системы, которой надёжно управляют через привитие мусульманских традиций и обычаев в бытовую и социальную жизнь прихожан признанные лидеры ислама.

Сила традиций - фото 5

Приятно поражает, что служители ислама не ограничиваются только проповедями и службах в мечетях, у них весьма значимый, комплексный план проведения разных массовых, общественных мероприятий. Включая активное вовлечение жителей татарских поселений в поддержку наших бойцов на СВО, участие в традиционных культурных событиях и спортивных соревнованиях для взрослых, для детей и для семей. И конечно, это дополняет и усиливает объединяющую роль ислама и уважение паствы к своим духовным лидерам.

Сила традиций - фото 6

Вообще у меня сложилось личное ощущение, что в поле зрения и влияния имама, муллы, муэдзина, хафиза – служителей каждой мечети ДУМ Чувашии находятся все мусульмане прихода, начиная от почтенных и уважаемых людей преклонного возраста, до малых детей, учащихся школ, молодежи, их родители, односельчане и предпринимательское сообщество. Ни один татарин не остается без должного внимания мусульманского духовенства, готовых своевременно разъяснить и помочь силой молитвы и Корана.

Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор, научные проекты Союза отцов

г. Чебоксары

17.03.2024

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить