Первая женщина-режиссер Алис Ги Бланше

Алис Ги появилась на свет 1 июля 1873 года. Родившись в Чили, она воспитывалась в Париже, где её отец держал сеть книжных магазинов. Свою карьеру Алис начала в качестве машинистки, и в 1894 году поступила на службу к Леону Гомону, тогда ещё торговцу оптическим оборудованием

Первая женщина-режиссер Алис Ги Бланше - фото 1Когда с торговлей оптикой стало туго, Леон основал кинокомпанию Gaumont, здравствующую и по сей день. Бывшая секретарша получила повышение и с 1896 по 1906 год возглавляла отдел производства студии. На протяжении 28 лет Алис Ги приняла участие в режиссуре, продюсировании, сочинении и контролировании производства более 1000 фильмов. Из них сохранилось 350, 22 из которых — полнометражные.
Можно, конечно, сказать, что Алис воспользовалась служебным положением, упросив шефа дать ей поставить фильм. Так в 1896 году на свет появилась минутная лента «Капустная фея»:

https://www.youtube.com/watch?v=MTd7r0VkgnQ

И это первый фильм, снятый женщиной – всего год спустя после того как братья Люмьер показали свой первый фильм. Можно сказать (с большой натяжкой), что у «Капустной феи» был своеобразный сюжет — в шуточной форме Ги показывала, как появляются дети. Алис снимала фильм с помощью подруги Ивонн Мюнье-Серан во дворе дома Гомона.

Пока Алис Ги работала на посту главы отдела производства, она разработала нарративную структуру фильма. Нарратив — изложение взаимосвязанных событий, представленных (в нашем случае в кино) в виде образов. Это значит, что на экране симпатичные дамы больше не прыгали вокруг капустных кочанов, вынимая детишек, поезд не приближался на станцию, а рабочие не выходили с фабрик. Благодаря Алис Ги появилось игровое кино — в том виде, в котором мы его знаем сейчас.

После своего дебюта мадемуазель Ги начала снимать фильмы с участием известных во Франции оперных певцов и клоунов. Она бралась за самые разные жанры — от сказок и комедий до хорроров и фэнтэзи, сняв десятки короткометражек.
По сути Алис Ги стояла у истоков кинематографического языка, его синтаксиса и структуры. В частности, в фильме 1904 года «Первая сигарета» Алис уже применила крупный план для усиления драматического эффекта. А ещё в 1900 году, снимая «Рождество Пьеро», Алис применила каширование кадра и сочетание двух изображений в одном кадре. Также она стала одним из первых режиссёров, начавших работать с актёрами так, как это принято в наше время. Она нанимала театральных артистов и учила их, как эффектнее работать на камеру.

Первая женщина-режиссер Алис Ги Бланше - фото 2Первая женщина-режиссер Алис Ги Бланше - фото 3Первая женщина-режиссер Алис Ги Бланше - фото 4Первая женщина-режиссер Алис Ги Бланше - фото 5Первая женщина-режиссер Алис Ги Бланше - фото 6Первая женщина-режиссер Алис Ги Бланше - фото 7

В 1906 году Алис сняла «Жизнь Иисуса Христа», довольно многобюджетную по тем временам ленту с массовкой в 300 человек:

https://www.youtube.com/watch?v=UhN8xTq_1WY

Всего 33 минуты казались зрителю начала 20-го столетия настоящим эпиком. Это был всего лишь второй полнометражный фильм по Библии. Он состоял из 25 сцен — от прибытия в Вифлеем до похорон Христа — и даже мог похвастаться спецэффектами.

На самом деле мадемуазель Ги была против того, что мы со временем будем пренебрежительно называть «театральщиной»: Алис просила актёров вести себя перед камерой максимально естественно, что для Великого Немого являлось настоящим прорывом.

На одной из площадок Алис познакомилась с Эрбером Блаше, менеджером по продажам студии «Гомон», и в 1907 году вышла за него замуж. Из-за брака Алис пришлось покинуть пост главы по производству, и какое-то время она считала, что с кинокарьерой всё кончено. Однако Леон свою протеже не бросил и отправил управлять отделением студии в Америке. На основе Flushing Studio Алис Ги-Блаше основала студию Solax и, будучи беременной вторым ребёнком, снимала от одного до трёх фильмов в неделю. Таким образом, мадам Ги-Блаше стала первой (и на сегодняшний день единственной) женщиной, основавшей киностудию и управлявшей ею.
В Америке Алис сняла много фильмов, включая «Дик Уиттингон и его кот» (1913), в работе над которым режиссёр взрывала корабль на побережье Джерси.

В июне 1914-го контракт Эрбера Блаше с Gaumont закончился, и супруга поставила его во главе Solax, чтобы сосредоточиться на сочинении сценариев и режиссуре. Однако спустя три месяца, Эрбер подал в отставку и основал собственную кинокомпанию Blaché Features (поговаривали, что он не хотел находиться в тени жены). Solax практически умерла. Алис снимала фильмы для компании мужа, но финансовая ситуация постепенно ухудшалась.

К сожалению, в 1918 году Эрбер бросил жену с детьми ради актрисы, и сбежал в Голливуд. Ги-Блаше сняла свой последний фильм в 1919 году, едва не умерла от испанки, а в 1922-м развелась с мужем и продала свою обанкротившуюся киностудию. После этого Алис вернулась во Францию и больше не сняла ни одного фильма.

В 1930 году Леон Гомон опубликовал историю своей кинокомпании, в которой не было ни слова о кинопроизводстве до 1907 года и ни слова про работу Алис.

Французское правительство наградило Алис в 1953 году орденом Почётного легиона, но к тому моменту большая часть её фильмов уже пропала, а её репутация как пионера кинематографа была забыта.Она больше никогда не выходила замуж, а в 1964 году вернулась в Америку, где жила одна из её дочерей. 24 марта 1968 года Алис Ги, первая женщина-режиссёр, умерла в возрасте 94 лет в доме престарелых в Нью-Джерси...

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить